Как «демографическая яма» отразится на кредитовании

Аналитика >> 09.05.2018, 10:09
Как «демографическая яма» отразится на кредитовании

До 2027-го рынок розничного кредитования уменьшится на 12-13%, ипотечного – не менее чем на 17%. Это произойдет вследствие возникшей в 90-х годах «демографической ямы», говорится в исследовании БКИ «Эквифакс».

По прогнозам аналитиков, в ближайшее десятилетие «демографическая яма» значительно повлияет на банковский рынок. Сокращение розничного кредитования в среднем может составить до 13%, что на текущий момент соответствует 50 млрд. руб. в месяц. Самый большой спад ожидается в сегменте жилищного кредитования – свыше 17%, пишут РИА Новости со ссылкой на отчет «Эквифакса».

В феврале глава Минэконоразвития М.Орешкин отмечал, что отечественная экономика уже сталкивается с демографическими вызовами, и в ближайшие годы дефицит рабочих рук будет ощущаться все острее.

Сейчас основными заемщиками выступают россияне 25-34 лет, но в следующее десятилетие их доля будет сокращаться быстрей всего и до 2027-го упадет на 43%. Пока же именно эта группа активно оформляет автокредиты, потребительские и ипотечный займы. Кроме того, на 19% снизится доля кредитных клиентов 55-64 лет.

Лидерами по оформлению кредитов (+50%) в недалеком будущем станет группа возрастом 65-74 лет. В настоящее время эти потребители в основном пользуются услугами микрофинансовых организаций. До 13% вырастет группа молодых заемщиков 18-24 лет, которые сегодня больше интересуются POS-кредитованием и кредитными картами. Число клиентов 35-44 лет покажет 6-процентный рост, а 45-54-летние до 2027-го нарастят спрос на заемные средства на 7%.

Авторы исследования советуют банковскому сектору уже сейчас готовиться к решению проблемы «демографической ямы», вовлекая в кредитование:

• молодежь 18-24 лет;
• граждан пенсионного возраста.

С пенсионерами вопрос может быть решен за счет повышения возрастной планки для выхода на заслуженный отдых. А молодому сегменту следует предлагать более дешевые кредиты. Некоторые банки уже «выращивают» будущих клиентов, развивая привлекательные программы.